Тема следующего номера журнала «Мир Кадастра» – «Седьмой съезд кадастровых инженеров»

Новости

Зонирование и использование земель: тонкости нового законопроекта

 

1354876383zelenajareka1

 

В Общественной палате РФ в формате общественных слушаний был рассмотрен проект Федерального закона №496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков).

 

Модератор дискуссионной площадки, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, рассказал, что целью законопроекта является установление единообразного порядка определения видов разрешенного использования земельных участков, сокращение количества споров в связи с возникающими на сегодняшний день противоречиями в этой сфере.

 

«Мы знаем, что земельные отношения вызывают серьезные дискуссии, к которым нужно относиться внимательно. Земля — это тот ресурс, который играет большую роль в развитии экономики и жизни конкретного гражданина. Без земли ничего нельзя построить, нельзя создать никакой инфраструктуры», — сказал он.

 

Любые изменения в земельном законодательстве затрагивают интересы разных слоев населения, и от того, как урегулированы земельные отношения, зависит, будет ли та или иная территория урбанизированной или аграрной, каковы будут перспективы развития этой территории, подчеркнул общественник.

«Не случайно споры, которые возникают вокруг изменений в земельном законодательстве, связаны с тем, каков регламент использования земли, каков ее правовой статус, что, соответственно, с этой территорией будет», — отметил Андрей Максимов.

 

Член ОП РФ напомнил, что ранее проводились общественные дискуссии о том, стоит ли отменить деление земель на категории. Подобное предложение вызывало неоднозначную реакцию.

 

«Сегодня мы идем по пути более гибкого и конкретизированного в законе установления видов разрешенного использования земельных участков. Обсуждаемый сегодня законопроект разработан во исполнение поручения правительства РФ от 5 апреля 2017 года. Этот проект закона масштабный и затрагивает много отраслей, и нам с вами надо подумать, в каком виде он нам нужен и что в нем, возможно, нужно скорректировать», — сказал Максимов.

 

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин отметил, что работа по отмене категорий и переходу к зонированию земли не прекращена. На этот счет есть поручение Президента РФ, и работа в этом направлении продолжается.

 

«Концепция, предлагаемая этим законопроектом, многим знакома, эти положения были выделены из состава ранее вносимого в Госдуму законопроекта по отмене категорий земель. Основная цель принятия этого документа — совершенствование механизма определения видов разрешенного использования, исходя из зонирования. На практике возникает много вопросов, связанных с тем, что арендатор в одностороннем порядке не может менять вид разрешенного использования земельного участка в обход арендодателя. Законопроект как раз и направлен на то, чтобы четко установить ситуации, при которых арендатор сможет беспрепятственно менять вид разрешенного использования», — сказал Василий Корякин.

 

Он также рассказал о том, что на сегодняшний день уже упрощен переход из одного вида разрешенного использования земельного участка в другой, исключения составляют перечисленные в законе земельные объекты: особо охраняемые природные территории, защитные зоны и др.

 

Корякин добавил, что данный законопроект, с одной стороны, предлагает комплексное решение существующих проблем, а с другой — повышает гибкость принятия решений в вопросах земельных отношений.

 

Андрей Максимов рассказал, что Комиссия ОП РФ проводила экспертный опрос, в котором принимали участие палаты субъектов РФ, собирала замечания и предложения по этому законопроекту. Участники выявили, что законопроектом исключается возможность для органов местного самоуправления влиять на развитие своей территории.

 

Василий Корякин ответил, что такое противоречие существует в Градостроительном кодексе и 131-м Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но обсуждаемый законопроект не затрагивает данный аспект.

 

Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин в свою очередь особо обратил внимание участников на регулирование строительства объектов недвижимости на землях крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

 

«Московская область активно развивается и по количеству сделок недвижимости превышает Москву и Санкт-Петербург, поэтому для нас очень остро встает вопрос использования земельных участков для КФХ, но в этом законопроекте ничего об этом не сказано. Считаю, что важно четко регулировать использование земель для КФХ», — сказал Разин.

 

Он рассказал, что на территории Московской области официально зарегистрировано девять тысяч КФХ, а реально действующих из них — не более тысячи.

 

«Непонятно, как вести контроль на практике, это вопрос неурегулированный. Мы предлагаем не давать земли фейковым КФХ, которые не ведут реально свою деятельность, и не разрешать им использовать землю под строительство недвижимости. Надо четко регулировать деятельность КФХ. Предлагаем утвердить жесткие критерии строительства домов на землях КФХ: только одно жилое строение с определенными параметрами, нельзя межевать землю и строить коттеджные поселки», — заявил Андрей Разин.

 

Василий Корякин согласился и предложил на следующем заседании рабочей группы, созданной при Минэкономразвития РФ, рассмотреть именно этот вопрос и высказать свои предложения.

 

Заместитель директора департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Роман Шурановсчитает, что предоставление земельных участков крестьянско-фермерским хозяйствам позволит привлечь людей к развитию села, но важно контролировать строительство жилых домов на этих землях.

 

«Земельные участники для КФХ будут предоставляться без проведения торгов. Напомню, что в регионах 40 процентов неиспользованных земель сельхозназначения, и мы считаем, что упрощение механизма получения земли для КФХ будет способствовать увеличению миграционных потоков в село», — подчеркнул представитель Минсельхоза РФ.

 

Подводя итоги встречи, Андрей Максимов отметил, что общественниками и экспертами законопроект поддерживается в той части, где он систематизирует и повышает гибкость правового регулирования земельных участков, но все высказанные замечания и предложения войдут в итоговую резолюцию и будут учтены при подготовке следующего варианта документа.

 

 Дата: 23.08.2018

Источник: https://oprf.ru


Встреча Президента Национального объединения Виктора Кислова с руководством Росреестра

 

 

  30 августа 2018 года прошла рабочая встреча Президента Ассоциации "Национальное объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров" Кислова В.С. с заместителями руководителя Росреестра Смирновым М.С. и Спиренковым В. А., а так же начальником управления Росреестра Соколовой М.Г.
 
   На встрече обсуждались вопросы текущего взаимодействия Национального объединения, кадастровых инженеров и органов Росреестра.
 
  1. Особо​​ остановились на положении дел с участием в регистрационных процедурах сотрудников Кадастровой палаты Росреестра. Кислов В. С. представил сведения о непосредственном участии сотрудников кадастровой палаты в подготовке заключений для государственных регистраторов о качестве представленных кадастровыми инженерами документов для осуществления кадастрового учета недвижимости. Как и прежде Национальное объединение считает это прямым нарушением законодательства и предлагает исключить из полномочий кадастровой палаты возможность осуществления кадастровой деятельности, либо возможность выполнять работу Регистраторов по рассмотрению документов, представленных кадастровыми инженерами. Представители Росреестра считают, что палата не занимается такой работой, и ссылаются при этом на действующие нормативные акты. Однако по информации, которой располагает Национальное объединение, в практической жизни все не так.
 
   Наши СРО и отдельные кадастровые инженеры жалуются на участие палаты в регистрационных процедурах на регулярной основе. Сотрудники Кадастровой палаты в разных регионах проводят активную работу по понуждению кадастровых инженеров получить в палате платную консультацию по устранению причин приостановки кадастрового учета.
 
  Особо остановились на качестве работы Личного кабинета кадастрового инженера. Коллеги сообщили, что система проверок реализованная во внедряемой системе государственного учета недвижимости не соответствует алгоритмам, реализованным в действующем ЛК. Кислов констатировал, что в таком случае ЛК не соответствует тем принципам, которые закладывались в его разработку, и он не нужен кадастровым инженерам. Видимо кадастровое сообщество должно самостоятельно разработать и внедрить такой сервис, согласовав алгоритмы проверок с Росреестром, и на этой основе выходить на формирование рейтинга кадастровых инженеров.
Стороны договорились продолжить консультации по затронутым вопросам на основе дополнительной информации, которая будет представлена Национальным объединением.
 
  2. Следующим обсуждаемым вопросом была проблема стандартизации информации, поступающей в СРО со стороны территориальных органов Росреестра, в отношении ошибок кадастровых инженеров с требованием применения к ним мер дисциплинарного реагирования со стороны СРО. Ранее по этой теме было проведено два рабочих совещания, и вопрос рассматривался на заседании Общественного Совета Росреестра. По результатам рассмотрения было принято решение упорядочить процесс передачи информации в СРО и, используя риск-ориентированный подход, сократить число неэффективных и необоснованных претензий и избыточных дисциплинарных процедур, инициируемых территориальными органами Росреестра. В этих целях Росреестр обязался подготовить соответствующее письмо в адрес своих территориальных органов. До настоящего времени такого документа нет, хотя Национальное объединение представило свои предложения около двух месяцев назад. Наша критика принята во внимание.
 
  Договорились, что такое письмо будет разослано в сентябре текущего года.
 
  3. Обсудили вопрос проведения документационного контроля деятельности кадастровых инженеров. Национальное объединение считает нарушением порядка такого контроля в случае, если специалисты госгеонадзора проводят контрольные измерения на объекте в отсутствии кадастрового инженера, деятельность которого они проверяют. Документационный контроль не предусматривает контрольных измерений и проводится исключительно на основе анализа доступной контролерам документации. В случае необходимости контрольных измерений проверка должна осуществляться по процедурам государственного надзора и осуществляться в присутствии проверяемого лица. Росреестр рассмотрит с управлением госгеонадзора наши предложения и представит свое видение решения проблемы.
 
  4. Обсудили проблемы получения органами Росреестра недостоверной информации о состоянии геодезических пунктов, используемых кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ. Констатировали отсутствие заинтересованности кадастровых инженеров в проведении обследования пунктов и предоставлении информации в Росреестр. Договорились, что Национальное объединение представит свои предложения о возможных путях введения заинтересованности кадастровых инженеров в проведении обследования геодезических пунктов.
 
 5. Обсудили проблемы организации и проведения экзамена для прошедших стажировку претендентов. Национальное объединение выходит с инициативой использования системы организации профессиональных квалификаций для обеспечения внесения информации о новых кадастровых инженерах в соответствующий государственный реестр. В этой связи предлагается использовать уже разработанные и утвержденные в установленном порядке системы проведения таких экзаменов, не тратя средств Национального объединения на самостоятельную разработку софта. Коллеги поддержали наши предложения и считают, что это позволит достойно организовать и провести экзамены.
 
   В тот же день состоялась короткая встреча Кислова В. С. с заместителем руководителя Росреестра А.Б. Приданкиным. Обсудили текущие проблемы функционирования системы регистрации. Констатировали, что проблема возникла из-за проблем с ЦОДом Ростелекома и, наверное, будет решена в ближайшее время.
 
  Обсудили наше предложение создать собственный Личный кабинет и формирование рейтинга кадастровых инженеров. Понимание и положительное отношение к инициативе есть. Договорились о продолжении диалога в этом направлении на следующей неделе.
 

Дата: 03.09.2018

Источник: http://ki-rf.ru


 

В России изменились правила ликвидации самостроя

 

v moskve snosili samostroj 104

 

 

В Градостроительный и Гражданский кодексы РФ внесены изменения по регулированию вопросов, связанных с признанием зданий и строений самовольными постройками, сообщает пресс-служба Кадастровой палаты по РТ.

 

Самовольной постройкой признается сооружение, возведенное на участке, который не предоставлялся в законном порядке и не предназначен для этих целей. Например, индивидуальный жилой дом на участке для сельхозпроизводства, а также любой объект, на строительство которого не было разрешения. Кроме того, самовольной постройкой считается здание, построенное с нарушением существующих нормативов.

 

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями. Решение о ее сносе или о приведении в соответствие принимается судом. При этом есть случаи, в которых решение могут принять органы местного самоуправления. Это относится к строениям, которые занимают территорию общего пользования, а также к случаям, когда у застройщика нет правоустанавливающих документов на земельный участок.

 

Отдельной статьей в Градостроительном кодексе РФ отмечены объекты недвижимости, находящиеся в зоне с особыми условиями использования территории. В частности охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны, зоны подтопления и охраняемых объектов. Если строение не соответствует режиму зоны, то оно подлежит сносу или приведению в соответствие с требованиями использования земельного участка. Собственник объекта также может заключить соглашение о возмещении убытков. Объект, который признан самовольным, необходимо снести в течение года, а привести в соответствие с требованиями – в срок от шести месяцев до трех лет.

 

Дата: 22.08.2018

Источник: https://www.tatar-inform.ru


 

ГосДума РФ приняла во втором чтении законопроект о публичных сервитутах

 

Законопроект № 187920-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов» принят во втором чтении ГосДумой РФ 24.07.2018. 

 

Текст законопроекта в третьем чтении планируется рассмотреть на заседании ГосДумы 26.07.2018.

 

Публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

 

В частности, публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

 

Предусмотрено, что публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

 

Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не будет являться основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

 

При этом деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

 

Следует отметить, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

 

Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

 

Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

 

Дата: 24.07.2018

 

Источник:https://www.profkadastr.ru

 


О приостановлении государственного кадастрового учета по причине несоответствия местоположения границ ЗУ иным документам

 

 

 На сайте Консультант Плюс размещено письмо Росреестра от 21.08.2018 N 14-08520-ГЕ/18 "О рассмотрении обращения", в котором говорится, что приостановление государственного кадастрового учета по причине несоответствия местоположения границ земельного участка иным документам незаконно при отсутствии возражений относительно местоположения таких границ

  Указывается, что особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому, размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей, определяются проектом межевания земельного участка или земельных участков.

 Кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на пять процентов.

 В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета, либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

  Проверка местоположения границ земельного участка, определенного в межевом плане в соответствии с проектом межевания, на предмет соответствия такого местоположения иным документам не предусмотрена и не соответствует положениям Закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 Таким образом, в случае, когда проект межевания утвержден в установленном порядке, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка в орган регистрации прав по месту расположения такого земельного участка не поступили, либо если поступили возражения и документы, подтверждающие снятие указанных возражений, принятие решения о приостановлении государственного кадастрового учета по причине несоответствия местоположения таких границ иным документам, действующему законодательству не соответствует.

  С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

Дата: 30.08.2018

Источник: http://www.gisa.ru