Тема следующего номера журнала «Мир Кадастра» – «Седьмой съезд кадастровых инженеров»

На злобу дня

 

Данная рубрика создана для освещения актуальных и животрепещущих тем, тем на злобу дня! 

 ЮФК Play 27 - 28 июля 2018 года состоялся Первый Южный форум кадастровых инженеров в г. Ростов-на-Дону.

Были обобщены идеи и мнения относительно проблем в сфере кадастровой деятельности и совершенствования законодательства в сфере земельно – имущественных отношений и градостроительной деятельности. По итогам работы ЮФК выработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства. 

Предлагаем Вашему вниманию выступления нескольких участников. 

 


 

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 

Мне как кадастровому инженеру работающему в области землеустройства и кадастра с 1995 года очень хотелось бы поднять тему исправления реестровых ошибок. Сейчас очень модно винить во всех грехах кадастровых инженеров, однако, стоит заметить, что большое количество реестровых ошибок, которые мы имеем на сегодняшний день, это плод труда не только «качественной работы» кадастровых инженеров, но и кадастровых палат с управлениями Росреестра субъектов регионов. В 1995-2000 годах в России проводилась инвентаризация земель. Качество инвентаризации оставляло желать лучшего, однако материалы инвентаризации легли в основу государственного кадастрового учета. Инвентаризация земель проводилась в разных системах координат, так в одном субъекте чуть ли не в каждом населенном пункте была своя условная система координат и палаты работали в этих же координатах. В 2010-2011 году в масштабах страны было принято решение о переходе на местные системы координат (МСК) по субъектам. Здесь необходимо уточнить, что к 2010 году были оформлены права на достаточно большое количество земельных участков находящихся в пользовании как физических лиц, так и муниципальных и государственных структур. В результате пересчета координат из условных в систему МСК накопилась ошибка, которая заключалась в некорректных координатах после пересчета, что в последствии невольно подтолкнула кадастровых инженеров к «качественной работе». Например, полученные в результате геодезических работ при оформлении межевого плана на земельный участок координаты не стыковались с координатами, содержащимися в кадастровых выписках на смежные земельные участки, и в связи с этим инженеры вынуждены были подстраивались под данные координаты в связи с их невозможностью исправления.    

 

Большие сложности возникают при исправлении реестровой ошибки в отношении линейных объектов. Чтобы исправить, например, часть автомобильной дороги необходимо представлять межевой план на всю автодорогу. И вот здесь возникает проблема: кто будет заказчиком на данный межевой план? Если координаты границы автомобильной дороги определены с достаточной точностью, т.е. в сведениях ЕГРН указана точность, соответствующая приказу Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения”, то уточнить часть границы не представляется возможным. Так как правообладателем земельного участка автодороги или других линейных объектов зачастую бывают федеральные службы, то для проведения межевых работ по исправлению реестровой ошибки им приходится закладывать деньги в бюджет и ждать финансирование, которого может и не быть. Частное лицо, чьи интересы ущемлены наличием реестровой ошибкой в сведениях о линейном объекте, не в состоянии оплатить подобный объем работы. На основании вышеизложенного, было бы неплохо наделить органы государственной власти, а именно отдел государственного земельного контроля Росреестра, возможностью актировать наличие реестровой ошибки в определенной части линейного объекта, а данный акт был бы основанием для исправления реестровой ошибки в части границы линейного объекта.                                                    

 

Так же было бы неплохо внести в законодательные акты возможность исправления реестровой ошибки в отношении земельных участков, образованных в результате раздела одного земельного участка на несколько. Ведь сейчас есть возможность исправления реестровой ошибки только в отношении смежных земельных участков. Не всегда участки, образованные в результате раздела, бывают смежными, что влечет за собой определенные трудности с подготовкой и сдачей одновременно нескольких межевых планов.

 

И последнее, что хотелось отметить. Одной из возможностей исправления реестровой ошибки является несоответствие нормативной точности точек границ земельного участка приказу Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90. В настоящий момент всё чаще приходится в оставшиеся «пустоты» вставлять участки и возможно переуточнять части границ смежных земельных участков. К этой процедуре необходимо отнестись очень ответственно, так как если часть границы будет переуточнена неверно, то данное действие управлением Росреестра и правоохранительными органами может быть расценено как внесение заведомо ложных сведений. Всем удачи в нашей нелегкой, но интересной работе!

 

 

 Снимок

С уважением, Чубаров Тимофей Яковлевич,

представитель СРО "Кадастровые инженеры юга" 

в Республике Северная Осетия-Алания 

 


 

Основные проблемы при выполнении кадастровых работ, невозможность решения проблем в рамках действующего законодательства.

 

Кадастровые работы являются важнейшей составляющей, необходимой и непосредственно взаимосвязанной с осуществлением государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество. От качества кадастровых работ зависит и качество предоставления государственной услуги по регистрации прав.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N 2236-р утверждена программа "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выполнение которой обеспечит устойчивое развитие рынка недвижимости.

 

С достижением поставленных целей несопоставимо так называемое «деление» на кадастровых инженеров, специалистов федеральных, региональных и муниципальных служб. Только совместная взаимосвязанная деятельность может дать качественный результат в области оформления документов на объекты недвижимости, который получит и Заказчик работ и государство в целом.

  

Кадастровый инженер осуществляет работы в правовом поле, которое устанавливает государство. Повышение качества кадастровых работ зачастую связано с наличием проблем, которые кадастровый инженер не может решить без поддержки государственных структур.

1. Предельная максимальная цена кадастровых работ.

 

Статья 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает право субъектов Российской Федерации устанавливать предельные максимальные цены кадастровых работ на период до 1 марта 2018 года. При этом установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона предельные максимальные цены работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с настоящей частью предельными максимальными ценами кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.

 

На территории Ростовской области на период до 2020 года установлена максимальная цена в размере – 2850 рублей (с учетом обязательного понижения цены в зависимости от количества одновременных обращений граждан в отношении смежных земельных участков). Предельная стоимость установлена в 2009 году и не изменялась до настоящего времени.

 

За этот период времени на законодательном уровне произошли изменения, связанные с повышением качества и объема кадастровых работ, выполняемых при подготовке документов, а именно:

- проведение инвентаризации и подготовки дополнительной информации о состоянии пунктов государственной геодезической сети, опорной межевой сети;

- при подготовке межевого плана проведение обследования всех объектов капитального строительства в границах земельного участка, для дальнейшей верификации объектов сведениям, внесенными в ЕГРН. Зачастую имеется необходимость выполнения дополнительных измерений для правильного определения характеристик объектов капитального строительства, в целях внесения достоверных сведений в межевой план. А если объект капитального строительства снесен, убедить Заказчика заключить договор для подготовки акта обследования;

- подготовка, отправка и получение ответов на запросы из органа местного самоуправления о наличии проектов планировки межевания, федеральной службы Росреестра о наличии картографических материалов, выписки из каталога координат и высот.

 

Кроме того, кадастровым инженером осуществляется регулярные расходы, связанные с проведением кадастровых работ, а именно: повышение квалификации один раз в три года, обновление программного обеспечения, сертификата электронной подписи, проведение поверки инструментов и т.д.

 

До настоящего времени Минэкономразвития России не установлены типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев, предусмотренные частью 6 статьи 36 Закона о кадастре. При этом Минэкономразвития России издан Приказ от 18 января 2012 года N 14 "Об утверждении Методики определения платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в целях выдачи межевого плана", то есть уже создана достаточная расчетная база для разработки типовых норм времени для деятельности всех кадастровых инженеров.

 

В связи с изложенным, на законодательном уровне необходимо уточнить вопросы, связанные с оплатой кадастровых работ. В частности, цену подлежащих выполнению кадастровых работ следует определять сторонам договора подряда путем составления твердой сметы, которая станет частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком таких работ, без установления необоснованных максимальных расценок сверху.

2. Сбор предварительной информации для проведения кадастровых работ.

Для качественного выполнения кадастровых работ немаловажно своевременно, полно и без привлечения Заказчика получить все предварительные сведения и исходные данные.

 

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одними из основных принципов предоставления услуг являются:

- доступность обращения за предоставлением государственных услуг и предоставления государственных услуг;

- возможность получения государственных услуг в электронной форме.

 

В действительности кадастровый инженер при сборе исходных данных сталкивается с проблемами отсутствия информации, невозможности ее получения, отсутствия возможности получения данных в электронном виде, что значительно увеличивает сроки кадастровых работ.

2.1. Получение выписки из каталога координат и высот.

 

Одной из основных проблем при проведении кадастровых работ, существенно влияющей на качество подготовки документов и сроки выполнения работ, является получение выписки из каталога координат и высот. Необходимый документ можно получить только личным визитом в областной центр, предоставив конкретный договор на проведение кадастровых работ.  Кроме того, по многим территориям отсутствует информация о координатах пунктов опорно-межевой сети в СК-61, что приводит к невозможности использования данной информации при проведении кадастровых работ.

 

Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" определяет возможность предоставления сведений о классе пункта опорной межевой сети и сведений о плоских прямоугольных координатах (X, Y) пункта опорной межевой сети, выраженных в метрах с двумя знаками после запятой в виде кадастрового плана территории.

 

В целях сокращения сроков проведения кадастровых работ, для обеспечения требований законодательства о наличии возможности получения государственных услуг в электронной форме, считаю необходимым провести работы по внесению сведений о классе пунктов опорной межевой сети и сведений о плоских прямоугольных координатах (X, Y) пунктов опорной межевой сети в государственный кадастр недвижимости и обеспечить предоставление данных сведений в виде кадастрового плана территории.

На федеральном уровне провести полную инвентаризацию существующих пунктов с целью их полного восстановления и обеспечения соответствия требованиям распоряжения Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 2347-р, а именно нормам плотности размещения на территории Российской Федерации геодезических пунктов государственной геодезической сети, нивелирных пунктов государственной нивелирной сети и гравиметрических пунктов государственной гравиметрической сети.

2.2. Доступность получения материалов из архивов технической инвентаризации.

В целях установления правообладателей смежных с объектом кадастровых работ земельных участков, при отсутствии данной информации в выписках ЕГРН, существует необходимость получения соответствующей информации из архивов технической инвентаризации, содержащих сведения о наличии документов, подтверждающих права на земельные участки. В каждом втором инвентарном деле хранится договор бессрочного пользования, свидетельство о праве на земельный участок и т.д. так необходимый кадастровому инженеру для выполнения требований, установленных п.10 статьи 22 218-ФЗ.

 

Кроме того, зачастую единственным источником о размерах, местоположении, площади земельного участка, наличии самовольного захвата земель общего пользования являются ситуационные планы, хранящиеся в архивах технической инвентаризации.

 

На сегодняшний день, сведения о наличии правовых документов в отношении смежных земельных участков, ситуационных планах, отсутствующих зачастую у самих правообладателей, получить невозможно.

 

В целях проведения кадастровых работ рамках действующего законодательства, кадастровому инженеру необходимо обеспечить доступность информации из архивов технической инвентаризации на основании действующего договора о проведении кадастровых работ.

 

2.3. Получение картографо-геодезических материалов.

Для установления местоположения границ земельного участка по границам, существующим на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения зачастую необходимо получить информацию в виде ортофотопланов территорий.

 

Действующие административные регламенты получения услуги не соответствуют требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части доступности обращения и возможности получения государственных услуг в электронной форме.

 

Получение картографо-геодезических материалов кадастровым инженером, при отсутствии доверенности Заказчика, осуществить невозможно. Действующие административные регламенты предусматривают личный визит Заказчика кадастровых работ в областной центр для подачи соответствующего заявления с целью дальнейшего получения необходимой информации.

 

В соответствии с вышеизложенным, считаю обоснованным обеспечить кадастровому инженеру доступность получения картографо-геодезических материалов на основании действующего договора о проведении кадастровых работ.

 

3. Повышение престижа профессии, формирование положительного имиджа.

Кадастровый инженер это специалист, без которого невозможно грамотно описать объект недвижимости и обозначить его местоположение в пространстве. Это профессиональная специализация, которая сочетает в себе навыки геодезиста, инвентаризатора, юриста, нотариуса и даже психолога.

 

На сегодняшний день необходимо формировать имидж кадастрового инженера, тем самым доказывая обществу целесообразность нашей деятельности, эффективно решать возникающие проблемы, активно вовлекая население в практики взаимопомощи, поднимая уровень ответственности граждан.

 

С целью пропаганды и повышения престижа и имиджа профессии необходимо проведение скоординированных мероприятий: организацию тематических выставок, периодических выступлений по радио и на телевидении, выпуск печатной продукции, проведение информационных кампаний с учётом всего комплекса коммуникативных технологий (тематические информационные кампании в СМИ, публичные мероприятия), включая популяризацию таких праздников как "День кадастрового инженера".

фото

С уважением, Агафонова Ольга Николаевна,

кадастровый инженер,

член Методической комиссии. 

 


 Первый Южный Форум Кадастровых инженеров 

 

Организатор Форума: Саморегулируемая организация Ассоциация «Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры юга»

 

Главная тема Форума: Основные проблемы при выполнении кадастровых работ, возможности решения проблем в рамках действующего законодательства и выработка предложений по внесению изменений в законы и подзаконные акты, регламентирующие кадастровую деятельность.

 

В работе Форума приняли участие кадастровые инженеры члены СРО «Кадастровые инженеры юга» и других саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, работники СРО «Кадастровые инженеры юга».  

 

В составе участников Форума: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области.

 

Участники Форума, обсудив вопросы нормативно-правового регулирования кадастровых отношений и осуществления кадастровой деятельности, проблемы, возникающие в процессе ее осуществления и взаимодействия между кадастровыми инженерами, заказчиками кадастровых работ, муниципалитетами и органами государственного кадастрового учета и регистрации прав

 

РЕШИЛИ:

 

1.Обратиться с законодательной инициативой в Министерство экономического развития РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» другие законы и подзаконные акты, регламентирующие кадастровую деятельность (Приложение на десяти листах).

 

2. Обратить внимание Министерства экономического развития РФ, Росреестра на проблему сохранности пунктов ГГС и определение точности их координат. Постоянно действующие базовые станции не организованы.   Последняя закладка пунктов была в 2009 году. Стенные знаки уничтожены. За сохранностью никто не следит.  Без решения этой проблемы качественно выполнять кадастровые работы невозможно.

 

3. Обратить внимание Министерства экономического развития РФ, Росреестра на проблему своевременного получения кадастровыми инженерами информации о прохождении государственного кадастрового учета, которую невозможно решить без внедрения личных кабинетов. 

 

4. Рекомендовать Методическому органу СРО «Кадастровые инженеры юга» разработать методические рекомендации для кадастровых инженеров по ряду вопросов, вызвавших споры и разногласия среди участников Форума, а именно:

  1. Что такое аналитический метод определения координат объектов недвижимости. В каких случая возможно и в каких случаях недопустимо его использование.
  2. Порядок проведения кадастровых работ при образовании земельного участка на основании утвержденной схемы.
  3. Порядок подготовки и ознакомления с проектом межевания земельного участка.

 

Полный текст Резолюции Первого Южного Форума Кадастровых инженеров можно посмотреть ЗДЕСЬ.