Тема следующего номера журнала «Мир Кадастра»  «Строим дом»

Свободный микрофон

Если вы водите машину, то вас наверняка, хотя бы раз в жизни останавливали сотрудники ГИБДД. Я езжу много, поэтому мне не раз и не два приходилось общаться с представителями этой организации. Я знаю, что они очень общительные и иногда задают вопросы, которые, на мой взгляд, не имеют отношения к дороге. Например, откуда едите, что в багажнике и так далее. Спрашивают разное, но почти всегда: «Где работаете?». Сейчас я просто говорю, что в области кадастра, раньше честно отвечала: «В СРО». После такого ответа приходилось долго объяснять, что это такое и чем организация занимается. Да, как правило, люди, не связанные в профессиональной деятельности с саморегулируемыми организациями, понятия не имеют, что это и для чего создано.

 

А ведь саморегулирование возникло давно. Правда не всегда оно так называлось, но все же…

 

В шестом веке до нашей эры в Римском обществе создавались профессиональные союзы ремесленников, булочников, швейников, то есть союзы профессиональной деятельности.
То ведь Европа, а Россия, как известно, всегда идет своим путем! Но и на Руси элементы саморегулирования можно встретить в XII- XV вв. при создании артелей. Они представляли собой организации, в которых были установлены взносы в товарищеский капитал, определена ответственность в случае убытков и система управления общим делом. Например, в Новгородской республике большое влияние получило объединение оптовых торговцев воском — Иванская община при церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Целями деятельности общины являлась защита общих интересов, товарищеское регулирование и поощрение торговли. Порядок управления Иванской общиной определялся Уставом. Для того чтобы стать полноправным и потомственным членом общины, необходимо было уплатить взнос. А вообще в республике насчитывались десятки подобных купеческих артелей.
И что очень важно, первые корпоративные объединения были образованы по инициативе самих торговцев, благодаря их желанию упорядочить общественные отношения в сфере, не урегулированной правом.

 

Что касается Московской Руси, в этот исторический период предпринимательство развивалось в условиях возрастающей роли государства, что тормозило инициативу предпринимателей. И как следствие, цеховой и корпоративный строй не получил развития.

 

В период преобразований Петра I в. сфере городского управления он позаимствовал идею цехового устройства из Германии. В целях скорейшего введения цехового строя 16 января 1721 г. был издан регламент Главного магистрата, которому предписывалось организовать в городах гильдии и цехи.

 

На Главный магистрат в числе прочих функций возлагалось образование собраний ремесленных людей по числу ремесел и художеств; каждому ремеслу и художеству надлежало иметь «свои книги, в которых регулы или уставы, права и привилегии ремесленных людей содержимы быть должны». В соответствии с Указом от 27 апреля 1722 г. запрещалось заниматься ремеслом без записи в цехи там, где они были организованы. То есть, выражаясь современным языком, Петр ввел обязательное саморегулирование. Цехи Петр I рассматривал как верное средство к поднятию уровня промышленности. При Екатерине II и Павле I происходило дальнейшее оформление цеховой организацию.

 

После появления Декрета от 11 ноября 1917 г., который упразднил все сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины», объединения ремесленников прекратили свое существование.

 

Термины «саморегулирование» и «саморегулируемая организация» впервые появились в США и Великобритании в начале XX в. Возникновение СРО обуславливалось необходимостью упорядочения и регламентации взаимоотношений бизнеса и государства. Появление СРО за рубежом не насаждалось сверху, а имело классический вариант естественного развития и диктовалось необходимостью. В России саморегулирование началось с принятия в 2007 году закона № 315 о СРО.

 

Казалось бы, саморегулирование — это хорошо и правильно. Как показывает история существует очень давно, так почему же «хотели, как лучше, а получилось, как всегда»? Почему на протяжении последних лет институт саморегулирования подвергается постоянной критики? В 2016 году на заседание Госсовета по строительству В. В. Путин сказал, что переход на саморегулирование в 2009 году был с целью повышения качества работ, но все эти цели так и остались на бумаге, что деятельность СРО сводится к выдаче допусков к определенным работам, причем многие организации торгуют ими.

 

На мой взгляд, для того, чтобы саморегулируемые организации смогли соответствовать своей идеи, нужно дать им возможность действительно саморегулировать свою деятельность. Я могу точно говорить только о кадастровой деятельности, но думаю, что такая ситуация практически во всех областях профессиональной деятельности. Как можно регулировать кадастровую деятельность, если все, вплоть до запятой уже регламентировано?

 

Да, СРО может принять стандарты и правила, но только в рамках действующего законодательства. А там уже все определено и не всегда корректно. Ведь только профессионалы могут решить проблему. У людей некомпетентных сколько они не будут пытаться — ничего хорошего не получится. Но порядок участия СРО в разработке законодательных актов, где несомненно должны быть эксперты в своей области и к чьему мнению должны прислушиваться, не определен.

 

Эффективность работы СРО оценивается по наличию обязательных внутренних документов и количеству проведенных проверок.

 

Разве для этого создавалось саморегулирование? Петр 1 ошибался и объединения «не являются верным средством к поднятию уровня промышленности»? Путин тоже заблуждается считая, что переход на саморегулирование был с целью повышения качества работ? Все это было только для увеличения документооборота?

 

Нет, мы отвечаем за профессионализм своих членов. СРО — это мост между бизнесом и государством.

 

И ведь это уже было в России… При премьер-министре П. А. Столыпине в 1908—1910 гг. активно работал «Совет по делам местного хозяйства», где законопроекты подготавливались совместно — чинами министерств, губернаторами, предводителями дворянства, представителями городов и земств. Цель этого длительного, но эффективного процесса заключалась в том, «чтобы законы не были созданием чиновников, но проверялись бы людьми жизни».

 

Настоящее саморегулирование в нашей стране возможно, но только с приложением огромных усилий для формирования новой системы.

 

Высокинская 

Генеральный директор СРО "Кадастровые инженеры юга",

Высокинская Галина Дмитриевна