Тема следующего номера журнала «Мир Кадастра» – «Седьмой съезд кадастровых инженеров»

Свободный микрофон

Порядок предоставления сведений о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, применяемых при выполнении кадастровых работ.  Проблемы при обследовании сохранности пунктов геодезической сети.

 

Территориальные органы Росреестра на основании приказа Минэкономразвития России от 29.03.2016 № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации» прекратили осуществлять полномочия фондодержателей материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда (ФКГФ), а также полномочия по предоставлению в пользование материалов и данных ФКГФ.

 

Каталоги координат геодезических пунктов в местной системе координат субъекта (МСК) и другие материалы, необходимые для производства кадастровых и землеустроительных работ, были переданы в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ).

 

В настоящее время данные о пунктах государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) предоставляются территориальными органами Росреестра заявителям в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного приказом Минэкономразвития России 14.11.2006 № 376.

 

Данные о координатах пунктов ГГС и ОМС предоставляются на основании поданного  заявления установленной формы. Такую форму можно найти в приложении № 3 к вышеупомянутому приказу. Запрашиваемые документы и сведения или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются в течение 3-х рабочих дней с момента регистрации заявления в книге учета принятых  заявлений о предоставлении документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Основная причина отказа в приеме заявления Управлением Росреестра по Калужской области – это заявление, оформленное не по установленной форме. Особенно этим грешат заявители из других регионов, по-прежнему подающие заявления по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 02.12.2011 № 706. Это говорит о том, что кадастровые инженеры не проявляют должного внимания к правовым и нормативно-техническим документам в области геодезии, картографии и кадастровых работ.

 

 В последнее время все чаще встает вопрос обследования пунктов ГГС, их инвентаризации, сохранности и учета. По большому счету это – важная государственная задача, имеющая базисное значения для геодезии и картографии, которая должна быть обеспечена всеобъемлющей  государственной программой по обследованию, восстановлению и инвентаризации пунктов ГГС. Пока такой программы нет, и  реализацию полномочий по учету и обеспечению охраны пунктов государственных геодезических сетей обеспечивают территориальные Управления Росреестра  в соответствии с пунктом 7.1.24 приказа Минэкономразвития России от 29.03.2016 № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации». В настоящее время информация о сохранности пунктов ГГС и их состоянии поступает  в Управления Росреестра по двум направлениям: при производстве кадастровых работ и по линии государственного надзора в области геодезии и картографии – за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам.

 

При производстве кадастровых работ пункты ГГС обследуются в рабочем порядке кадастровыми инженерами, сведения об их состоянии заносятся в Межевой план – в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка» – в раздел «Исходные данные» пункта  2 «Сведения о геодезической основе, использованной при подготовке межевого плана» в графах "6", "7", "8", где указываются соответственно сведения о состоянии (сохранности) наружного знака пункта, центра пункта, марки на дату проведения кадастровых работ  словами «сохранился», «не обнаружен» или «утрачен» в зависимости от их состояния. Часто кадастровые инженеры используют в этих графах свои собственные понятия, например такие: «искорежен», «поломан», «запахан», «плохое состояние» и даже такое «куда-то делся». Все это осложняет учет пунктов ГГС и является нарушением формы предоставления сведений о геодезической основе, использованной при подготовке межевого плана.

 

Основными проблемами обследования пунктов ГГС являются: незнание предмета обследования, типов центров пунктов, глубины и пространственных особенностей их  заложения.

 

Порой доходило до абсурда. Объекты кадастровых работ пытались привязать к опознавательному  столбу пункта или к ориентирным пунктам знака триангуляции. Это говорит о том, что в процессе  обучения кадастровых инженеров имеются недостатки в области знания нормативно-технического материала по созданию и использованию государственных геодезических сетей, заложения пунктов ГГС и методов их обследования. Для успешных  работ по обследованию необходимо руководствоваться «Положением о государственной геодезической сети», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 289 и Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 29.03.2017 № 138 «Об установлении структуры государственной геодезической сети и требований к созданию государственной геодезической сети, включая требования к геодезическим пунктам». Чертежи типов центров и реперов можно найти в «Альбоме типов центров и реперов» (изд. РИО, ВТС, М., 1965) и в «Правилах закладки центров и реперов геодезической и нивелирной сети», утвержденных ГУГК СССР 14.01.1991.

Свободный микрофон 1 С уважением, Рыжов Владимир Николаевич, главный специалист-эксперт отдела геодезии, картографии, землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Калужской области.

 


Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков

  

С началом земельной реформы в Российской Федерации, старт которой был дан VI Съездом народных депутатов Российской Федерации, принявшим  постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», и Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 193 «О поручениях и полномочиях Вице-президента Российской Федерации», одна из основных задач территориальных органов Росземкадастра – государственный кадастровый учет земельных участков, в том числе выявление и внесение в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках.

 

Источниками таких сведений являлся довольно большой перечень документов, однако состав сведений в них, наоборот, очень ограниченный. Это тот минимум, который позволял определить земельный участок как объект недвижимости, и придать ему характеристики, необходимые для внесения в реестр земель и присвоения уникального кадастрового номера.

 

Таким образом, большая часть земельных участков в реестре земель – это  земельные участки, сведения о местоположении границ которых на момент внесения не соответствовали требованиям законодательства и должны быть уточнены при проведении межевых работ.

 

Результатом таких работ явилось установление (восстановление) границ земельных участков на местности и описание границ для целей внесения в государственный реестр земель.

 

При этом дальнейшее наполнение кадастра сведениями о границах населенных пунктов, муниципальных образований, о местоположении объектов капитального строительства и других земельных участков выявило огромную проблему – недостоверные сведения о местоположении границ земельных участков, т.е. такие сведения содержат в себе реестровую (ранее – кадастровую) ошибку.

 

Впервые обозначение этой проблемы и способы устранения были законодательно описаны в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и далее аналогичная законодательная норма отражена и более развита в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

 

Один из таких способов – кадастровые работы и подготовка межевого плана.

 

Законодательство достаточно однозначно определяет источники сведений о местоположении границ земельных участков, используемые при уточнении границ. Соответственно, эти же сведения должны быть использованы при исправлении реестровых ошибок.

 

Это – сведения, содержащиеся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа – сведения, содержащиеся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

 

На взгляд автора статьи, последнее требование явно выбивается из общего посыла указанной нормы закона, смысла и содержания понятий «уточнение местоположения границ» и «исправление ошибки в местоположении границ».

 

Не вдаваясь в ещё один исторический экскурс, берусь утверждать, что такой порядок описания границ участков однозначно является инвентаризацией земель, что по своим целям, методам и правовому значению очень далек от работ по межеванию и кадастровых работ. 

 

Понятен источник, позволивший сформулировать обсуждаемые требования. Это, несомненно, Гражданский кодекс, а именно статья 234 часть 1: «Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

 

Таким образом, Закон о регистрации наделяет кадастрового инженера правом и обязанностью устанавливать факт владения не описанным ранее недвижимым имуществом на протяжении пятнадцати лет. Кроме того, кадастровый инженер фактически осуществляет формирование, передачу и закрепление в собственность такого имущества, поскольку в случае уточнения (исправления) сведений о земельном участке регистрация права не требуется.

 

Также кажется необъективным способ подтверждения существования границ и закрепления границ – с использованием объектов природных и искусственного происхождения. Неизбежно возникает вопрос: как удалось кадастровому инженеру определить дату возведения искусственного сооружения (забора, соседнего здания и т.д.)? Природные объекты также имеют тенденцию изменять свой внешний вид и конфигурацию – изменение русел рек, вырубка и разрастание лесных урочищ, даже Каспийское море усыхает.

 

В этой ситуации представляется, что единственно возможным и необходимым источником сведений о местоположении границ могут быть документированные сведения. При отсутствии таковых это может быть только судебное решение в отношении самого факта владения в течение пятнадцати лет и установления границ такого владения.

 С уважением, пресс-служба Кадастровой палаты по Ростовской обл.

 


ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ? 

 

Кадастровая палата Самарской области прокомментировала особенности возведения жилья на личном участке.

 

В Самарской области, как и во всей России, изменился порядок строительства индивидуальных жилых домов. Поправки, внесенные Федеральным законом N 340-ФЗ, разрешили давние споры о параметрах объекта «индивидуальный жилой дом» и зафиксировали четкое понятие  – это отдельно стоящее здание, не выше 3-х этажей и высотой не более 20-ти метров.

 

С августа этого года для возведения объекта ИЖС разрешение на строительство не требуется.  Это не означает, что теперь на своих участках собственники могут строить что угодно. Государство контролирует ситуацию, однако процедура согласования строительства индивидуального дома упрощена. Застройщику достаточно направить в администрацию уведомление о грядущем строительстве. На рассмотрение документов компетентным органам отводится 7 рабочих дней. Если в этот срок чиновники не выдают решения о соответствии или несоответствии будущего дома градостроительным нормам - то строительство автоматически считается согласованным на срок 10 лет.

 

 В течение месяца после окончания строительства здания, необходимо снова поставить об этом в известность администрацию, приложив к уведомлению ещё документы для регистрации права на возведенный объект: технический план и квитанцию оплаченной госпошлины. По новому закону кадастровый учёт и госрегистрация прав на созданный объект ИЖС или садовый дом происходит одновременно. Чиновники за 7 рабочих дней обязаны проверить полученные данные и ответить застройщику: соответствует ли новый дом нормативам. В случае положительного решения госорганы должны сами направить в Росреестр документы для кадастрового учета и регистрации прав.

 

Также теперь не нужно брать разрешение на возведение на частном участке гаража и хозпостроек. Эти нормы исключат спорные ситуации, когда граждане пытались узаконить на садовых и дачных участках такие постройки, как «магазины», «ангары», «склады» и прочие коммерческие объекты.

 

О вступивших в силу изменениях Кадастровая палата Самарской области уведомила всех кадастровых инженеров региона, чтобы специалисты учитывали эту информацию в своей работе.

 

 

Дроздова

С уважением, Евгения Дроздова,

помощник директора Кадастровой палаты

Самарской области.

 


Итоги первого года работы апелляционной комиссии в Новосибирской области

 

C апреля 2017 года  при Управлении Росреестра по Новосибирской области работает апелляционная комиссия по досудебному (административному) обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в том числе с одновременной государственной регистрацией прав, созданная на основании Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193. В апелляционную комиссию в Новосибирской области вошли представители территориального органа Росреестра, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по области, саморегулируемой организации Ассоциация «КИРС», Ассоциация «ОКИС».

 

Работа Комиссии направлена, прежде всего, на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, восстановление нарушенных прав без обращения в суд.

 

В Новосибирской области в первый год работы Комиссии поступило 142 заявления, авторами большинства из них являются правообладатели объектов недвижимости (52%) и кадастровые инженеры (42%), девять заявлений поступило от юридических лиц, работниками которых являются кадастровые инженеры.

 

Треть всех поступивших заявлений Комиссией не приняты к рассмотрению  в связи с истечением установленного для обжалования решения о приостановлении срока, либо оставлены Комиссией без рассмотрения по существу в связи с  отзывом заявителями обращений, поданных в Комиссию.

 

Из 96 рассмотренных по существу обращений 34 удовлетворены – объекты недвижимого имущества поставлены на государственный кадастровый учет.  Остальные 62 заявления Комиссией отклонены – решения государственных регистраторов прав о приостановлении были признаны обоснованными и соответствующими действующему законодательству.

 

В процессе работы Комиссии при Управлении Росреестра по Новосибирской области выявились проблемные вопросы, решение которых возможно в случае изменений в законодательном регулировании деятельности комиссий:

- Положением о порядке формирования и работы апелляционной комиссии  не предусмотрена возможность для заявителя отозвать заявление, ранее поданное в  Комиссию;

- не предусмотрено участие на заседании Комиссии государственного регистратора прав, решение которого обжалуется, в целях предоставления Комиссии пояснения в письменном виде об обоснованности доводов заявителя, изложенных в заявлении, поданном в Комиссию;

 - не предусмотрены решения, которые Комиссии необходимо принять в случае, если  на дату рассмотрения заявления кадастровый учет уже осуществлен.

 

Для решения указанных проблем Управлением Росреестра по Новосибирской области направлены в Росреестр предложения по организации и совершенствованию работы Комиссии, в том числе о внесении изменений в нормативные правовые акты.

 

Положительным аспектом работы Комиссии можно назвать формирование единой правоприменительной практики в регионе. По итогам принятых Комиссией решений на территории Новосибирской области изменена практика проведения некоторых учетно-регистрационных действий:

- если решение суда о признании права собственности на земельные участки не содержит координат характерных точек границ земельного участка, на который признано право в пользу заявителей – такие участки на основании подготовленного межевого плана теперь ставятся на государственный кадастровый учет;

- на кадастровый учет стали ставиться жилые дома, построенные на дачных земельных участках, в составе 

технического плана на которые отсутствует разрешение на строительство (ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в ред. до 04.08.2018);

- положительные решения принимаются государственными регистраторами при уточнении ранее учтенных линейных объектов недвижимости при их прохождениипо земельным участкам, не предназначенным для размещения таких сооружений (например, земельный участок предназначен для размещения многоквартирного дома, здания и т.п.).

 

В Новосибирской области большое внимание уделяется взаимодействию с кадастровыми инженерами в целях повышения качества подготовки документов для учета и регистрации объектов недвижимого имущества, при организации совместных  мероприятий используются результаты работы Комиссии. Начиная с 2017 года, ежемесячно, в аппарате Управления Росреестра по Новосибирской области (г. Новосибирск) проводятся Дни кадастрового инженера, в ходе которых обсуждаются проблемные вопросы проведения учетно-регистрационных действий. Анализ обращений в Комиссию и принятые решения по ним позволяют выявлять допускаемые ошибки, информация о которых направляется в адрес саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и структурных подразделений Управления Росреестра по Новосибирской области для учета в работе и недопущения их в дальнейшем.

 

Все эти меры привели к снижению числа обжалованных решений о приостановлении – решений, принятых в пользу заявителей, к улучшению взаимодействия регистрирующего органа и кадастровых инженеров в регионе, к формированию единых позиций в толковании и применении действующего законодательства, что способствует повышению качества учетно-регистрационного процесса.

 

Ивчатова Наталья Сергеевна Заместитель руководителя Управления

Росреестра по Новосибирской области