Тема следующего номера журнала «Мир Кадастра» – «Седьмой съезд кадастровых инженеров»

Позиция СРО (исх/О/0936 от 30.07.2018) по применению ч. 2 ст. 43 ФЗ от 13.07.2015 N218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости»

Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании Федерального закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

 

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Закона №218-ФЗ).

 

Исходя из комплексного анализа положений уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

- при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

- в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

- в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

- при исправлении ошибки, в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка.

 

Так, в случае если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек границы земельного участка отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, то требуется уточнение местоположения границы земельного участка, в том числе, в связи с исправлением ошибки в местоположении таких границ.

 

Указанная позиция также содержится в письмах Минэкономразвития России от 17.04.2017г. № ОГ-Д23-4408 и от 27.04.2018г. № ОГ-Д23-4928.

 

Таким образом, применение положений, указанных в части 2 статьи 43 Закона №218- ФЗ, допустимо в указанных выше случаях.

 

Дополнительно стоит отметить, что межевой план, содержащий информацию об изменении участка границы смежного земельного участка (элемент ChangeBorder), не содержит информацию об изменении площади такого смежного земельного участка


 

Позиция СРО (исх/О/0403 от 03.08.2018) по указанию сведений о геодезической основе для пунктов геодезической и опорной межевой сети

 

Уважаемые кадастровые инженеры!

 

Напоминаем Вам, что в соответствии с пунктом 31 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 621 (далее – Требования) в реквизит «1» раздела «Исходные данные» включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, использованных при подготовке межевого плана (наименование и реквизиты таких документов).

 

В отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети и пунктов опорной межевой сети указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде.

 

В последнее время участились случаи принятия органом регистрации прав решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права связанные с тем, что кадастровыми инженерами при подготовке межевых планов используются выписки из каталогов координат и высот, которые запрашивались иными организациями.

 

Согласно пункту 33 Требований в реквизите «3» раздела «Исходные данные» указываются (за исключением случая определения координат характерных точек границ земельных участков картометрическим или аналитическим методом) следующие сведения о средствах измерений:

1) наименование прибора (инструмента, аппаратуры);

2) сведения об утверждении типа средств измерений (номер в Государственном реестре средств измерений, срок действия свидетельства);

3) реквизиты свидетельства о поверке прибора (инструмента, аппаратуры).

 

Органом регистрации прав осуществляется проверка информации о средствах измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

 

Проверить наименование средств измерений и номер в государственном реестре Вы можете самостоятельно на сайте https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4.

 

Отсутствие или несовпадение наименование средства измерения в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений может являться причиной вынесения решения о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.

 

Орган регистрации прав квалифицирует такие случаи как нарушение части 4 части 14.35 КОАП, а именно внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории.

 

Указанная норма предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

 

В случае выявления указанных нарушений орган регистрации прав осуществляет передачу информации о таковых в органы прокуратуры.

 

Настоятельно рекомендуем Вам перепроверять информацию, вносимую в межевой план, во избежание возникновения конфликтных ситуаций, которые могут повлечь за собой наказание, предусмотренное частью 4 статьи 14.35 КОАП.