Тема следующего номера журнала «Мир Кадастра»  «Кавказ — дело тонкое»

Позиция СРО (2018/исх/О/0557 от 25.10.2018) «О привлечении к ответственности кадастровых инженеров территориальными подразделениями Роспотребнадзора»

 

В субъектах Российской Федерации участились случаи обращения Управлений Росреестра по субъекту Российской Федерации в подразделения Роспотребнадзора с попытками привлечь кадастровых инженеров к административной ответственности, в том числе по статье 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований).

 

Указанная статья предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 

Стоит отметить, что в части 1 статьи 14.4 КоАП РФ указано следующее: «продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.

 

Вместе с тем, Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон 221-ФЗ) порядок (правила) выполнения кадастровых работ не устанавливаются.

 

В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

 

По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 Закона 221-ФЗ, или юридическое лицо, указанное в статье 33 Закона 221-ФЗ, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований Закона 221-ФЗ, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено закона 221-ФЗ.

 

Учитывая изложенное, кадастровый инженер не является стороной договора подряда и не может нести ответственность за неисполнение такого договора.
Во вменяемом кадастровому инженеру нарушении, обязательно должна присутствовать наказуемость деяния — указание на норму закона, согласно которой за нарушение положений п.п. 2, 5 ч.2 ст. 29.1 Закона 221-ФЗ, ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена административная ответственность.

 

Таким образом, для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие противоправности деяния, но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

 

Дополнительно стоит отметить, что договор на выполнение кадастровых работ является публичным договором.

 

Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

 

При этом договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (часть 1 статьи 420 ГК РФ).

 

Ни Росреестр, ни Роспотребнадзор стороной договора об оказании услуг в данном случае не являются.

 

Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными органами Роспотребнадзора установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 г. N 764 (далее — Регламент).

 

Основанием для проведения внеплановой проверки является (пункт 26 Регламента) является:

  1. истечение срока исполнения лицом, подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах;
  3. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  4. причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  5. нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  6. приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  7. требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Таким образом, в случае нарушения прав потребителей в Роспотребнадзор должны поступить обращения граждан, права которых нарушены.

 

Обращение Управлений Росреестра в подразделения Роспотребнадзора не может являться основанием для проведения внеплановых проверок и привлечения кадастровых инженеров к административной ответственности.